Финансовая грамотность в сюжетно-ролевой игре
Одним из основных аспектов социальной адоптированной личности к условиям современной жизни, является умение человека эффективно взаимодействовать с предметами и окружающим миром.
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, банки, участвуют в купле – продаже и других финансовых отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому что деньги, богатство, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории, несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, а затем к деньгам.
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок плох или хорош, но знают, как именно они должны поступить. Дошкольнику сколько угодно можно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определённой последовательностью действий, - они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемым взрослым. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Чтобы научить ребёнка правильно общаться с деньгами, нужно прежде всего понять, что такое деньги, для чего человек их придумал и как использовал. В этом нам помогают сюжетно – ролевые игры.
Игра – является ведущим видом деятельности у дошкольников. Главной особенностью игры является её условность. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами – заменителями. Ограничиваются одной, двумя ролями и простыми незатейливыми сюжетами. Дети 4 – 5 лет могут по своей собственной инициативе выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Ребята знают атрибуты и предметы, используют их по назначению. Игры становятся совместными, в них включается больше детей, появляются ролевые взаимоотношения, дети увереннее действуют со своей ролью. В возрасте 5 -6 лет возможно знакомить ребёнка с миром экономики и финансов, как с одной из сторон социальной жизни. Дети способны действовать по правилам. Складываются представления о семейном бюджете.
Дети с большим интересом рассматривают иллюстрации о старинных монетах. Узнают, какие они были раньше и как изменились.
Совместно с детьми и их родителями мы делаем оборудование для сюжетно – ролевых игр. Создали мини – музей «История монетки», где дети знакомятся с историей возникновения денег, пополняют экспонаты.
Детям очень интересно играть в сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Почта», «Банк», «Парикмахерская». Формируются представления о том, что деньги зарабатываются и ими оплачиваются результаты труда.
Посмотрев фильм о том, как делают деньги, мы изготовили сюжетно – ролевую игру «Монетный двор». Дети узнали много новых профессий и сами печатали деньги. Сначала из пластилина, затем из бумаги. Закрепили знания о том, что самые прочные и долговечные деньги из металла.
В сюжетно – ролевой игре «Магазин», у детей формируются знания о том, что все товары продаются и покупаются. Закрепляются умения выбирать товар по потребностям и интересам. Развиваются интеллектуальные способности, логическое мышление, память и воображение.
В итоге, дошкольник должен:
- знать основные финансово – экономические понятия и категории;
- иметь знания о новых профессиях и рассказывать о них;
- обогащать словарный запас, связанный с областью экономики и финансов;
- развивать в себе общительность, ответственность, стремление доводить начатое до конца;
- иметь здоровый интерес к деньгам и осознание правил их честного приобретения;
- уметь соизмерять свои потребности и возможности;
- уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
- уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать на доступном его уроне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.